Поиск по этому блогу

вторник, 9 октября 2012 г.

Диктант по “Степь” Чехова

Обособленные члены предложения. Однородные члены предложения


Тихое утро. Перед глазами расстилалась широкая, бес­конечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в воз­вышенность, которая тянется до самого горизонта и исче­зает в лиловой дали. Едешь и никак не разберешь, где она начинается и кончается. Солнце уже выглянуло и приня­лось за свою тяжелую работу. Сначала полоса света, под­кравшись сзади, встречу другим ярко- желтым полосам, и вдруг вся выжженная степь решила сбросить с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала серебряной росой. Природа, обмытая росой и обласканная солнцем, ожила, чтобы вновь зацвести. Но прошло какое-то время, и степь с некошеной травой приняла свой унылый июльский вид. Бесконечная равнина с туманной далью представлялась оцепеневшей от тоски. Как душно и уныло! Летит коршун над самой зем­лей, плавно размахивая крыльями, и вдруг останавлива­ется в воздухе, словно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью. Вда­ли по-прежнему машет крыльями ветряная мельница. Пах­нет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ и свеж. Егорушка, взглянув на дорогу, вооб­разил штук шесть скачущих колесниц, заложенных в шес­терки диких, бешеных лошадей. По правой стороне доро­ги на всем ее протяжении стояли телеграфные столбы. Ста­новясь все меньше и меньше, они около деревни исчеза­ли за зеленью, а потом опять показывались в сиреневой дали в виде маленьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю. Расположились в стороне от деревни на берегу реки. Под возами было душно и скучно.
(176 слов)

Диктант по “Мальва” Горького

Обособленные члены предложения. Однородные и неоднородные определения

Под легким дуновением знойного, ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепи­тельно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубо­му ясному небу тысячами серебряных улыбок. В про­странстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса, вонзаясь ост­рым шпилем в безграничную пустыню играющей солн­цем воды, терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво ка­чаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жел­том горячем песке лежал розоватый отблеск его лу­чей.

И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и вол­ны, взбегавшие на берег, - все готовилось к ночному покою. Одинокий, точно заблудившийся в темной дали моря огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал, как бы изнемогая. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное торжест­венное море, посеребренное луной, и синее, усеян­ное звездами небо.

(165 слов)

пятница, 5 октября 2012 г.

Урок- практикум. 3 ТЕСТ

Словосочетание и предложение, их отличитель­ные признаки. Основные признаки классификации предложения, Подлежащее как главный член предложения. Способы его выраже­ния.

1. Какая из перечисленных синтаксических единиц определя­ется как непредикативная?

а) простое предложение
б) сложное предложение
в) словосочетание
г) текст

2. Какие синтаксические отношения между компонентами сло­восочетания унесенные ветром?

а) атрибутивные
б) комплективные

3. В каком словосочетании зависимое слово может стоять в форме вин. п. с предлогом за?
а) обвинять (халатность)
б) уверен (победа)
в) тревожиться (семья)
г) обеспокоен (состояние)

Урок- практикум. 2

Словосочетание и предложение, их отличитель­ные признаки. Основные признаки классификации предложения, Подлежащее как главный член предложения. Способы его выраже­ния.

УЗ-3. Цель: Закрепить знания об отличительных особен­ностях предложения, о пунктуации в простом предложении.

1. Пользуясь таблицей №1, докажи, какая синтаксическая единица перед тобой. Расставь знаки препинания.
Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег играя навзничь на песок.

2. Помни!
Предикативность - грамматическая категория, которая выражает отношение сообщаемого к действительности (реальность -нереальность действия), Языковые средства для выражения преди­кативности:

а) формы наклонения (модальность)
б) времени (темпоральность)
в) категория лица гл. и личн. местоимений (персональность - отношение к высказываемому)
г) специальные частицы.

Урок- практикум. 1

Словосочетание и предложение, их отличитель­ные признаки. Основные признаки классификации предложения, Подлежащее как главный член предложения. Способы его выраже­ния.

Цели урока: Выявить отличительные особенности словосоче­тания и предложения, Закрепить теоретические знания и практи­ческие навыки по теме.
Цели для учащихся:
- научиться определять различные синтаксические единицы; правильно употреблять их в речи;
- систематизировать знания, позволяющие производить целостный анализ словосочетаний и предложений;
- закрепить пунктуационные навыки;
- научиться применять полученные знания на практике, В конце темы ученик должен знать:
- грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- типы синтаксических отношений в словосочетаниях и пред­ложениях;
- виды подчинительной связи;
- классификационные признаки предложения;
- порядок синтаксического разбора простого предложения;
- способы выражения подлежащего.

В конце темы ученик должен уметь:

- определить грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- определить тип синтаксических отношений в словосочета­ниях и предложениях:
- определить виды подчинительной связи;
- находить основу предложения и указывать способ ее выра­жения;
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- правильно ставить знаки препинания при осложнении простого предложения,

Нормируемая область понимания:
Целостное представление о словосочетании и предложении как синтаксических единицах (их функция в речи, структура, синтаксические отношения внутри них, грамматическое значение, связь между словами).
Закрепление и развитие обще учебных навыков, связанных со способами распознавания словосочетаний и предложений.
Воспитание на материалах темы.
Тип урока: обобщение, закрепление и систематизация знаний.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

четверг, 4 октября 2012 г.

Диктант по “Герой нашего времени” Лермонтова

Обособленные члены предложения и знаки препинания при них

Зимняя дорога“Зимняя дорога” 1870-е  Алексей К. Саврасов

Месяц бледнел на западе и готов уж был погрузить­ся в черные тучи, висящие на дальних вершинах. Звез­ды чудными узорами сплетались на далеком небоскло­не и одна за другой гасли, озаряя крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Вокруг чернели мрач­ные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и изви­ваясь, как змеи, сползали туда, словно чувствуя и пуга­ясь приближения дня. Земля, небо, долины - все, каза­лось, как будто уснуло.

"Вижу Крестовую!" - сказал мне штабс-капитан, ука­зывая на холм, покрытый пеленою снега. На его верши­не чернелся каменный крест, и мимо его вела едва- едва заметная дорога, заваленная снегом. Наши извозчики объявили, что обвалов еще не было, и, сберегая лоша­дей, повезли нас кругом.

Направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье. Налево зияла глубокая расселина, где катил­ся поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеною прыгая по скользким камням. Метель гудела сильнее, и кругом ничего не было видно. Туман да снег. Мы сверну­ли налево и кое-как добрались до скудного приюта, со­стоящего из двух саклей, сложенных из песчаных плит и обведенных такою же стеною. Оборванные хозяева приняли нас радушно.

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ.

Музей- заповедник “Кижи”
imageЛето я провел в Карелии, на берегу Онежского озера. Островки (по-моему, их было больше сотни) представляют собой чудесное зрелище, в особенности когда плывешь по озеру в тихую, ясную погоду. Над водяной гладью кружатся чайки, летят, вытянув длинные шеи и быстро махая крыльями, утки. Поминутно то одна, то другая птица камнем бросалась в воду и, держа пойманную добычу, взлетала вверх. Неожиданно где-то невдалеке послышался отчаянный утиный крик и, хлопая крыльями, из камышовых зарослей выскочила дикая утка кряква, а вслед за ней - дикий выводок утят. Они, как пушистые шарики, катились по воде следом за матерью. Выбравшись на чистую воду и испуганно оглядываясь, утка тревожными криками подзывала к себе утят. Что же напугало утку-мать? Наверное, щука - водяной хищник. Извивающиеся протоки - настоящий рай для водоплавающей дичи. На одном из островков находилось селение Кижи, несколько домиков, разбросанных по берегу. Была в Кижах старинная, рубленная из бревен церковь с двадцатью тремя куполами - образец древнерусской архитектуры. Кроме храма, была в деревне и пароходная пристань, где мой приятель, старый рыбак, любил встречать северную зарю. Вместе с ним (а это обычно бывает рано утром) я сажусь в рыбачью лодку, черпая веслами прозрачную, как первые льдинки, воду, и выплываю в озеро навстречу едва зародившемуся Дню.

Продолжите текст, используя изученные конструкции.