Поиск по этому блогу

среда, 21 марта 2012 г.

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель урока: Сформировать умение опознавать причастие с опорой на его формальные показатели - суффиксы. Знакомство учащихся с грамматическими признаками причастия. Формирование умения различать причастия и прилагательные. Умение конструировать.

Цели для учащихся:
- вспомнить морфологические признаки глагола и прилагательного
- научиться пользоваться алгоритмом
- научиться применять полученные знания на практике
- научиться конструировать предложения по заданной схеме
- в конце темы ученик должен уметь отличать причастие от других частей речи, правильно использовать их в речи, знать причастие как самостоятельную часть речи.

Формируемая область понимания: целостное представление о причастии как особой форме глагола, отличительные признаки этой часта речи. Закрепление и развитие общеучебных навыков, связанных с умением распознавать причастие. Воспитание на материале темы (связь с художественной литературой, программными произведениями по курсу 7 класса).

Тип урока: Урок первичного изучения новой части речи (модульной конструкции)

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Комплексная дидактическая цель: в результате овладения новыми знаниями учащиеся должны;

- усвоить теоретические сведения о причастии

- уметь применять их на практике

- уметь моделировать полученные знания

- находить в тексте все изученные орфограммы, уметь ими пользоваться. Уметь конструировать и пользоваться новыми конструкциями речи.

- чувствовать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.

Литература к уроку:

В, В. Бабайцева,, " Русский язык ", Москва Л 993 г.

РЯШ № 3, 1994 г. РЯШ № 4, 6 - 7 кл. 1986 г. РЯШ 5, 1981 г.

А. С. Хазанова " Русский язык "

Л.В. Цвайг (практическое руководство)

Розенталь " Сборник упражнений по русскому языку ".

Причастие как особая форма глагола. Признаки прила­гательного и глагола у причастия

, УЭ - 0 Цели и задачи модуля.

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными

элементами учащиеся должны; знать:
- определение причастия, его отличительные признаки
- алгоритм узнавания причастия уметь:
- применять теоретические сведения на практике
- конструировать предложения
- владеть схемой сочинения - рассуждения

увидеть: специфику причастий , их роль в художественном тексте

систематизировать: полученные знания, изученные орфограммы.

развивать: общеучебные навыки (самоконтроль, взаимоконтроль), учиться, работать на более высоком уровне - творческом, поисковом.

УЭ - 1 Цель: Дать представление о причастии (значение, морфоло­гические признаки, синтаксическая роль), Повторение изу­ченных орфограмм.

Перед вами алгоритм, с помощью которого вы узнаете отличительные признаки причастия.

1. Значение, вопрос

 
clip_image001  
признак по действию (временный) какой?
2. Можно заменить другой конструкцией ?

clip_image002
да (мест, которой + глагол)
3. От какой части речи образуется ?
clip_image004
глагола

4. Признаки глагола

clip_image005
вид, время (у глагола время - непостоянный признак у причастия - постоянный)

5. Как изменяется

clip_image006 
как прилагательные (р, ч. п.) 6. Роль в предложении

clip_image007 
определение

Сопоставьте признаки причастия с прилагательными. Запишите

их. clip_image0081. Значение, вопрос признак постоянный, какой ?

2. Можно заменить другой конструкцией ?
   clip_image009
нет (синоним: темный - мрачный)

3. От какой части речи образуется ? clip_image010  от существительного

4. Как изменяется ? clip_image011 р, ч.п.

5. Роль в предложении ? clip_image012определение

Опираясь на алгоритм, найдите в тексте причастия и прилагательные.

1. Выпишите их в два столбика.

2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Я ш .... л по пр ... красной д ... лин ... С горной в ... ршины проб ... вался прозрач (?) ный и быстрый ручей, Цв ... тущие р ... внины ра (с)(сс)т ... лались справа и слева. Разросшийся табак в изобили ... покрывал склоны холма. Р ... скошные цветы апельсиновые и лимо (н)(нн) ые дерев(?) я дикови (н)(нн) ые р ... с гения всё было одето в великолепный зеленый наря т/д.

1. Проверь себя по ключу 1.

2. Взаимопроверка. Оценка друг друга.

УЭ - 2 Цель; отработка образца рассуждения при доказательстве принад­лежности слова к причастию или прилагательному.

Пользуясь алгоритмом, докажите, что выбранные гобой слова

относятся 1) к причастию; 2) к прилагательному.

Построй свой ответ как сочинение - рассуждение.

Заслушивается монологический ответ двух учеников. Далее

взаимоконтроль с оценкой.

УЭ - 3 Цель: Формирование умения различать прилагательные и причастия, условие выбора гласных в кор. прилагательных и причастиях.

1. К словосочетанию прил. + сущ.х подобрать однокоренные

словосочетания прич.х + сущ,

темный лес -

синий горизонт -

шумный поток -

зеленый холм -

Выдели суффиксы причастий.

2. Составь словосочетания (устно), ползущее - ползучее

горящие - горячие текущая - текучая дремучий - дремлющий

3. Запиши окончания данных словосочетаний

а) в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.

Выглянувший солнечный луч

Приближающаяся грозовая туча

Улыбающееся детское лицо

б) в винительном и предложном падежах единственного числа. Серебристая сверкающая дорога

Поросшая камышом и залитая водой тропинка. Бескрайняя волнующая даль.

4. Согласуй прич. и при л. с существительным (умирающий) звезды виднелись кое - где на (побледневший) (зеленоватый) небе. Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песок. В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени, Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду. Проверь себя по ключу № 2.

УЭ-4 Цель; Сформировать навык нахождения глагола» от которого образовано причастие. Определять вид, время причастия. 1. Из текста выпиши причастия, запиши глагол, от которого оно образовано, укажи вид и время причастия.

Образец: распустившиеся листья - листья, которые распустились

- сов.в, прош. время.

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.

УЭ-5 Цель; Научить конструировать предложения,

"Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу" Ломоносов.

1. Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием.

а) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково,

б) Корабль стоял у острова и качался на волнах'.

в) Подошел Пятница и посмотрел на меня уныло и хмуро.

2. Замени image

а) Пятница, который сидел в кустах, выстрелил.

б) Тревога, которую я не мог объяснить, заставила меня насторожиться.

3. image

а) Я спал на подстилке, которую бросил прямо на землю.

б) Я увидел под горой зеленые ростки, которые только

что выбились из земли.

4. image

Шторм, который начался утром, бушевал целый день.

УЭ-6 Цель: Закрепить навык синтаксического разбора предложения.

Алгоритм работы:

Предложение характеризуется:

1. По цели высказывания - повеет,, вопросит., побудительное

2. По интонации - восклицательное, невосклицательное.

3. По количеству грамматических основ - простое, сложное (с/ с; с/п, б /с, с разными видами связи)

4. По наличию одного/двух главных членов - двусоставное, односоставное.

5. По наличию второстепенных членов - распространенное, нераспространенное,

6. По наличию осложняющих членов - неосложненное, осложненное.

Из-за подземных толчков от стоявшей у моря скалы оторвалась верхушка и рухнула вниз.

УЭ-7 Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме.

Тест (проверяет учитель)

I. Найти словосочетание причастие + существительноех

1. Чернеющая пропасть

2. Черная ночь

3. Спелый крыжовник

4. Теплый дождь

II. Прилагательное + существительноех

1. Засеянное поле.

2. Летящая птица,

3. Светлое небо.

4. Собранные грибы,

III. Причастиех + существительное

1. Услышанная повесть

2. Спеющая в саду,

3. Разросшийся куст.

4. Высохшая трава.

IV. Запишите окончания причастий.

1. Исчезнуть в потемневш [ем] небе.

2. Плыть по разливш [ей]ся реке.

4. Растянувш [ее] ся по дороге войско.

5. Говорим портрете, рисуем [ом] художником.

Ключ № 1

по прекрасной (долине) с горной (вершины) прозрачный и быстрый ручей роскошные цветы диковинные растения великолепный, зеленый наряд / цветущие равнины разросшийся табак

Ключ № 2

1. темнеющий лес

синевший (ющ)^ горизонт шумящий поток

зеленевший (ющ)^ холм

2. а)

Имен. падеж

Родит. падеж

Предл. падеж

ие, ые, и

их, ых, ей

их, ых, ах

ие, ые, и

их, ых

их, ых, ах

ие, ие, а

их, их

их, их, ах

б)

Винит. падеж

Предл. падеж

ую, ую, у

ой, ей, е

ую, ую, у

ей, ой, е

Комментариев нет:

Отправить комментарий