ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель урока: Сформировать умение опознавать причастие с опорой на его формальные показатели - суффиксы. Знакомство учащихся с грамматическими признаками причастия. Формирование умения различать причастия и прилагательные. Умение конструировать.
Цели для учащихся:
- вспомнить морфологические признаки глагола и прилагательного
- научиться пользоваться алгоритмом
- научиться применять полученные знания на практике
- научиться конструировать предложения по заданной схеме
- в конце темы ученик должен уметь отличать причастие от других частей речи, правильно использовать их в речи, знать причастие как самостоятельную часть речи.
Формируемая область понимания: целостное представление о причастии как особой форме глагола, отличительные признаки этой часта речи. Закрепление и развитие общеучебных навыков, связанных с умением распознавать причастие. Воспитание на материале темы (связь с художественной литературой, программными произведениями по курсу 7 класса).
Тип урока: Урок первичного изучения новой части речи (модульной конструкции)
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
Комплексная дидактическая цель: в результате овладения новыми знаниями учащиеся должны;
- усвоить теоретические сведения о причастии
- уметь применять их на практике
- уметь моделировать полученные знания
- находить в тексте все изученные орфограммы, уметь ими пользоваться. Уметь конструировать и пользоваться новыми конструкциями речи.
- чувствовать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.
Литература к уроку:
В, В. Бабайцева,, " Русский язык ", Москва Л 993 г.
РЯШ № 3, 1994 г. РЯШ № 4, 6 - 7 кл. 1986 г. РЯШ № 5, 1981 г.
А. С. Хазанова " Русский язык "
Л.В. Цвайг (практическое руководство)
Розенталь " Сборник упражнений по русскому языку ".
Причастие как особая форма глагола. Признаки прилагательного и глагола у причастия
, УЭ - 0 Цели и задачи модуля.
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными
элементами учащиеся должны; знать:
- определение причастия, его отличительные признаки
- алгоритм узнавания причастия уметь:
- применять теоретические сведения на практике
- конструировать предложения
- владеть схемой сочинения - рассуждения
увидеть: специфику причастий , их роль в художественном тексте
систематизировать: полученные знания, изученные орфограммы.
развивать: общеучебные навыки (самоконтроль, взаимоконтроль), учиться, работать на более высоком уровне - творческом, поисковом.
УЭ - 1 Цель: Дать представление о причастии (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), Повторение изученных орфограмм.
Перед вами алгоритм, с помощью которого вы узнаете отличительные признаки причастия.
1. Значение, вопрос
2. Можно заменить другой конструкцией ?
да (мест, которой + глагол)
3. От какой части речи образуется ?
глагола
4. Признаки глагола
вид, время (у глагола время - непостоянный признак у причастия - постоянный)
5. Как изменяется
как прилагательные (р, ч. п.) 6. Роль в предложении
Сопоставьте признаки причастия с прилагательными. Запишите
их. 1. Значение, вопрос признак постоянный, какой ?
2. Можно заменить другой конструкцией ?
нет (синоним: темный - мрачный)
3. От какой части речи образуется ? от существительного
5. Роль в предложении ? определение
Опираясь на алгоритм, найдите в тексте причастия и прилагательные.
1. Выпишите их в два столбика.
2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Я ш .... л по пр ... красной д ... лин ... С горной в ... ршины проб ... вался прозрач (?) ный и быстрый ручей, Цв ... тущие р ... внины ра (с)(сс)т ... лались справа и слева. Разросшийся табак в изобили ... покрывал склоны холма. Р ... скошные цветы апельсиновые и лимо (н)(нн) ые дерев(?) я дикови (н)(нн) ые р ... с гения всё было одето в великолепный зеленый наря т/д.
1. Проверь себя по ключу № 1.
2. Взаимопроверка. Оценка друг друга.
УЭ - 2 Цель; отработка образца рассуждения при доказательстве принадлежности слова к причастию или прилагательному.
Пользуясь алгоритмом, докажите, что выбранные гобой слова
относятся 1) к причастию; 2) к прилагательному.
Построй свой ответ как сочинение - рассуждение.
Заслушивается монологический ответ двух учеников. Далее
взаимоконтроль с оценкой.
УЭ - 3 Цель: Формирование умения различать прилагательные и причастия, условие выбора гласных в кор. прилагательных и причастиях.
1. К словосочетанию прил. + сущ.х подобрать однокоренные
словосочетания прич.х + сущ,
темный лес -
синий горизонт -
шумный поток -
зеленый холм -
Выдели суффиксы причастий.
2. Составь словосочетания (устно), ползущее - ползучее
горящие - горячие текущая - текучая дремучий - дремлющий
3. Запиши окончания данных словосочетаний
а) в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.
Выглянувший солнечный луч
Приближающаяся грозовая туча
Улыбающееся детское лицо
б) в винительном и предложном падежах единственного числа. Серебристая сверкающая дорога
Поросшая камышом и залитая водой тропинка. Бескрайняя волнующая даль.
4. Согласуй прич. и при л. с существительным (умирающий) звезды виднелись кое - где на (побледневший) (зеленоватый) небе. Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песок. В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени, Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду. Проверь себя по ключу № 2.
УЭ-4 Цель; Сформировать навык нахождения глагола» от которого образовано причастие. Определять вид, время причастия. 1. Из текста выпиши причастия, запиши глагол, от которого оно образовано, укажи вид и время причастия.
Образец: распустившиеся листья - листья, которые распустились
- сов.в, прош. время.
Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.
УЭ-5 Цель; Научить конструировать предложения,
"Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу" Ломоносов.
1. Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием.
а) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково,
б) Корабль стоял у острова и качался на волнах'.
в) Подошел Пятница и посмотрел на меня уныло и хмуро.
а) Пятница, который сидел в кустах, выстрелил.
б) Тревога, которую я не мог объяснить, заставила меня насторожиться.
а) Я спал на подстилке, которую бросил прямо на землю.
б) Я увидел под горой зеленые ростки, которые только
что выбились из земли.
Шторм, который начался утром, бушевал целый день.
УЭ-6 Цель: Закрепить навык синтаксического разбора предложения.
Алгоритм работы:
Предложение характеризуется:
1. По цели высказывания - повеет,, вопросит., побудительное
2. По интонации - восклицательное, невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ - простое, сложное (с/ с; с/п, б /с, с разными видами связи)
4. По наличию одного/двух главных членов - двусоставное, односоставное.
5. По наличию второстепенных членов - распространенное, нераспространенное,
6. По наличию осложняющих членов - неосложненное, осложненное.
Из-за подземных толчков от стоявшей у моря скалы оторвалась верхушка и рухнула вниз.
УЭ-7 Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме.
Тест (проверяет учитель)
I. Найти словосочетание причастие + существительноех
1. Чернеющая пропасть
2. Черная ночь
3. Спелый крыжовник
4. Теплый дождь
II. Прилагательное + существительноех
1. Засеянное поле.
2. Летящая птица,
3. Светлое небо.
4. Собранные грибы,
III. Причастиех + существительное
1. Услышанная повесть
2. Спеющая в саду,
3. Разросшийся куст.
4. Высохшая трава.
IV. Запишите окончания причастий.
1. Исчезнуть в потемневш [ем] небе.
2. Плыть по разливш [ей]ся реке.
4. Растянувш [ее] ся по дороге войско.
5. Говорим портрете, рисуем [ом] художником.
Ключ № 1
по прекрасной (долине) с горной (вершины) прозрачный и быстрый ручей роскошные цветы диковинные растения великолепный, зеленый наряд / цветущие равнины разросшийся табак
Ключ № 2
1. темнеющий лес
синевший (ющ)^ горизонт шумящий поток
зеленевший (ющ)^ холм
2. а)
Имен. падеж | Родит. падеж | Предл. падеж |
ие, ые, и | их, ых, ей | их, ых, ах |
ие, ые, и | их, ых | их, ых, ах |
ие, ие, а | их, их | их, их, ах |
б)
Винит. падеж | Предл. падеж |
ую, ую, у | ой, ей, е |
ую, ую, у | ей, ой, е |
Комментариев нет:
Отправить комментарий