Тема урока: « Имя существительное» Закрепление знаний, полученных в 5 классе по имени существительному. Цели урока: —Учебно-познавательные: 1 систематизировать знания учащихся о лексическом значении и грамматических категориях имени существительного. 2 повторить орфографию имен существительных 3 закрепить навыки морфологического и синтаксического разборов имен существительных. — Интеллектуально-развивающие: 1 развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 2 Развивать умение наблюдать лингвистический материал. 3 Развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений. Социальные: 1 развивать умение работать в паре. 2 учить адекватно оценивать себя и других. Эстетические: 1 учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи. У Э - 1 Выразительно прочитай стихотворение А.А.Фета «Это утро, радость эта» Это утро, радость эта, Эти ивы и березы, Эта мощь и дня и света, Эти капли- эти слезы, Этот синий свод, Этот пух- не лист, Этот крик и вереницы, Эти горы, эти долы. Эти стаи, эти птицы, Эти мошки, эти пчелы, Этот говор вод Эта дробь и эти трели Это все- весна. Сколько слов вы отнесете к имени существительному? Используя тип речи- рассуждение, докажите, что эти слова существительные/ на примере одного из слов/ С какой целью А.А.Фет. использовал такое количество существительных? Выпиши существительные, обозначающие: 1 предмет: 2 признак как предмет: 3 действие как предмет: УЭ- 2 Постоянные морфологические признаки имени существительного. 1 Пользуясь таблицей, определи категорию одушевленности- неодушевленности у имен существительных.
4. Найди четвертое лишнее. Обоснуй свой ответ.
Рукав, пшено, этаж, плащ.
Рубашка, игрушка, зверь, бабочка.
Ружье, дым, яйцо, варенье.
Составь словосочетания прил. + сущ. со словами:
повидло, шампунь, мозоль, моль, миндаль, тюль.
5. Пользуясь таблицей ,определи склонение существительных и число
Взлетели аисты повыше, чтоб свить себе гнездо на крыше. Осенний тополь на траву уже стряхнул свою листву. Зимой в морозы и метель зеленой остается ель. В сумерки сгущаются тени. У какого существительного нельзя определить склонение? УЭ- 3 Непостоянные категории имен существительных. 1. Назови существительным данное понятие. В чем особенность таких существительных?
24 часа— Вещи,которые берут в дорогу- горы в Западной Европе - счастливая пора - короткие до колен штаны- продукт из сахарного тростника - 2. Распредели слова по группам:
1 сущ, употребляющиеся как в ед. ч. ,так и во мн. ч.
2 сущ.,употребляющиеся только в ед. ч.
3 сущ., употребляющиеся только во мн. ч. Ворота, котята, костер, дружба, корень, санки, любовь, лес, тишина, хлопья, каникулы,ручка, щи. УЭ-4 Правописание существительных. Пользуясь таблицей, допиши окончание существительных.
Набирайтесь ума в учении..... споткнуться при движении.....вперед, не забывать
о сострадании.... и милосердии....,бежать по дорог...., по площад.., жить в столиц... Росси..., хлопотать о ремонт.... и украшении... дач...., очутиться на территории.... оранжере.., расположиться на алле...., около алле.... 2 Вставь пропущенные буквы. В этом тебе поможет таблица. Щ...ткой ухажер приглаживал ч...лку. Ж..лудь, потерянный в чащ...бе , не найти мыш...нку, прож...рливому обж...ре. Кривой ш...в на юбке не прикроешь плащ. .. м из ш...лка. Старич...к поменял шапч...нку на банку туш...нки. Мальч...нка принес кош...лку с ж..лтым лещ...м. Подж...г дома, нечаянно ож....г руку. Вспомни о правописании букв ы- и после ц. В этом тебе поможет таблица.
Запишите слова, обозначающие: Защитный покров черепахи — панцирьКоврик из соломы - циновка Общее название лимонов,апельсинов, мандаринов - цитрусовые Искусство,представителем которого был Юрий Никулин - цирк Чертежный инструмент для проведения окружности - циркуль Значок,обозначающий число - цифра Воздушный флот- авиация Наука о расстановке знаков препинания- пунктуация Наука о лечении- медицина 4 Вспомни о правописании Ь знака у существительных. Пользуясь таблицей, выполни задание.
Составь словосочетания, используя слова 1 и 2 разделов. 1. Колючий, лесная, одиннадцатый, решение, непромокаемый, множество синих, родная, каплет с , серебряная, осенний, среди ужасных 2. глуш..., брош..., задач..., туч.. .,этаж..., плащ..., чудовищ.. .,реч.., пейзаж..., еж.., крыш... 3 Замени данные словосочетания существительными на шипящий. Мелкие деньги— мелочь неправда — ложь изображение природы - пейзаж человек, играющий на скрипке - скрипач. Неискренность, лицемерие — фалш Доктор – врачСообщение с места событий - репортаж УЭ-5 Сделай следующие виды разборов Поставь знаки препинания 1. Синтаксический 2. Морфологический 3. Разбор по составу В Антарктиде ученые нашли алмазы и уран золото и горный хрусталь. УЭ-6 Подведение итогов урока.
3 К нарицательным существительным из первого столбика подбери имя собственное из второго столбика, которое в сочетании с нарицательным сущ. Образует фразеологизм. Каково значение фразеологизмов? Конюшни Анюта Верста Коломна Клятва Аннибал Глазки Авгий |
4. Найди четвертое лишнее. Обоснуй свой ответ.
Рукав, пшено, этаж, плащ.
Рубашка, игрушка, зверь, бабочка.
Ружье, дым, яйцо, варенье.
Составь словосочетания прил. + сущ. со словами:
повидло, шампунь, мозоль, моль, миндаль, тюль.
5. Пользуясь таблицей ,определи склонение существительных и число
І спряжение
|
ІІ спряжение
|
ІІІ спряжение
|
м.р а - я ж.р. ж.р. на ия | м.р. [ ] ср.р. [о] - [е] м.р. на ий ср.р. на ие | ж.р. оканчивающийся на „ь” |
24 часа— Вещи,которые берут в дорогу- горы в Западной Европе - счастливая пора - короткие до колен штаны- продукт из сахарного тростника - 2. Распредели слова по группам:
1 сущ, употребляющиеся как в ед. ч. ,так и во мн. ч.
2 сущ.,употребляющиеся только в ед. ч.
3 сущ., употребляющиеся только во мн. ч. Ворота, котята, костер, дружба, корень, санки, любовь, лес, тишина, хлопья, каникулы,ручка, щи. УЭ-4 Правописание существительных. Пользуясь таблицей, допиши окончание существительных.
Падеж | І склонение ия | ІІ склонение ие ий | ІІІ склонение |
Родительный | и и | е - - | и |
Деятельный | е и | - - - | и |
Винительный | е и | е и и | и |
о сострадании.... и милосердии....,бежать по дорог...., по площад.., жить в столиц... Росси..., хлопотать о ремонт.... и украшении... дач...., очутиться на территории.... оранжере.., расположиться на алле...., около алле.... 2 Вставь пропущенные буквы. В этом тебе поможет таблица. Щ...ткой ухажер приглаживал ч...лку. Ж..лудь, потерянный в чащ...бе , не найти мыш...нку, прож...рливому обж...ре. Кривой ш...в на юбке не прикроешь плащ. .. м из ш...лка. Старич...к поменял шапч...нку на банку туш...нки. Мальч...нка принес кош...лку с ж..лтым лещ...м. Подж...г дома, нечаянно ож....г руку. Вспомни о правописании букв ы- и после ц. В этом тебе поможет таблица.
ы
|
и
|
1. В сущ. мн. ч. огурц[ы] 2. В прил. на - цын, - цый куцый, курицын 3. Искл.: цыган, цыпочки, цыпленок, унция | 1. слова 2. В словах на - ция |
Ь
|
-
|
1. Сущ. 3 склон. | 1. Сущ. І склон. в мн. ч. 2. Сущ. ІІ скл. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий