Поиск по этому блогу

пятница, 16 декабря 2011 г.

Модульный урок “Имя существительное”

Цели урока: Повторить и обобщить знания учащихся о морфологических признаках имени существительного, закрепить правописание изученных орфограмм.
Цели для учащихся:
  1. Знать  постоянные и непостоянные морфологические признаками имени существительного.
  2. Знать правила правописания имен существительных.
  3. Уметь:а) производить морфологический разбор имени существительного
    б) правильно писать слова с изученными орфограммами
    в) применять на практике полученные знания.
УЭ- 1 Выразительно прочитать стихотворение А.А. Фета. Обратите внимание, оно почти целиком состоит из одних только существительных!
Шепот, робкое дыхание, Трели соловья, серебро и колыханы сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений милого лица… Выпишите слова, обозначающие а) предмет б) признак как предмет в) действие как предмет Используя тип речи – рассуждение, докажите, что эти слова существительные
УЭ- 2 Морфологические признаки имени существительного
Постоянные признаки
а) ОдушевленныеНеодушевленные
б) СобственныеНарицательные
Мария – из древнееврейского языка “хозяйка, госпожа”. Есть женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково как следа направо, так и справа налево – Анна, Алла, Ада.
  1. В данных словах переставьте буквы так, чтобы из нарицательных существ. получились собственные – географические названия:
    игра – Ригадно – Дон остров – Ростов
  2. Какие это могут быть слова? Определите какого они рода.
    с_ _ о; р_ _а; б_ _т

    Женский род запомню я
    и скажу: “она моя”!
    И запомню род мужской
    и опять скажу: “Он мой”!
    Средний род – оно мое!
    Это правило твое!
  3. Отгадки загадок расположи в таблицу
    а) Что копали из земли
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили?
    б) Вафельное и полосатое,
    гладкое и лохматое,
    всегда под рукою-
    что это такое?
    в) В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
    варят из меня томат, в щи кладут и так едят.
    г) Два брюшка, четыре ушка
    м.р.
    ж.р.
    ср. р.
  4. Составьте словосочетания прил. + сущ. со словами: повидло, шампунь, мозоль, моль, тюль.
  5. Придумайте к словам м.р. одинаковые слова ж.р.
    повар -храбрец -осинник-
    купец -козел-
Склонение – изменение существ. по падежам. Это тоже постоянный признак существительного. Соберем букеты, распределив сущ. по склонениям, добавим свои цветы.
Ромашка, василек, колокольчик, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, черемуха, настурция, ландыш.
І скл.м.р.
ж.р.
[a]- [я]ияІІ скл.Ø-м.р.
о-е – ср.р.
ие
ий
ІІІ скл.ж.р.ь
УЭ- 3 Непостоянные категории имен существ. (число, падеж)
  1. Заполни таблицу, используя данные существительные
    ед. – мн. числотолько в ед. ч.только во мн. ч.

    Блин, воздух, деньги, джинсы, золото, голос, лето, столяр, духи, сосна, мужество, заморозки, зеркало, сутки, сахар, слово, шашки, темнота, сани, шепот, шелк
  2. Образуйте от сущ. в ед. ч. форму мн. ч.
    ребенок- лист (дерева)-зуб (человека)-
    человек -лист (бумаги) -зуб (пилы)-
  3. Определи падеж имен существительных
    Пустой зеленый ельник у дороги,
    глубокие пушистые снега.
    В них шел олень, могучий, тонконогий,
    к спине откинув тяжкие рога.
                                                   (И. Бунин)
УЭ- 4 Проверь свою грамотность. Вставь пропущенные буквы.
Изл…жение, к..сание, р…сток, р…птание, загр…ждение, пол…скать (белье), обж…гание, ож…г (руки), сл…чаемое, зар…сль, прик…сновение, щ…тка, ш…в, ч…лка, чащ…ба, ц…ркач, ц…пленок, акац…я, каш…лка, страс…ный (человек), агенс…во, ужас…ный, …тонуть в тр…снике, бе…спощадный враг, бе…жизненное тело.
УЭ – 5 Сделай морфологический разбор 3-х существительных из стихотворения А.А. Фета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий