Поиск по этому блогу

суббота, 14 января 2012 г.

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

“Движение и его выражение – глагол- является основной языка”
(А.Н. Толстой)
УЭ- 1 Цель: Отличительные признаки глагола как части речи. Правописание глагола.
а) Я свою задачу вижу в том,
чтоб сказать о действии мобиле,
и счастливой мой удел таков-
в речи быть одним из главных слов.
- о какой части речи говорится в стихотворения?
- докажите, используя тип речи рассуждение
б) четвертое лишнее.
кричать, читать, писать, мечтать
заправка, лавка, надбавка, безрукавка (где нет /к\)
увидел свет, сорвал плод, смотрел в тетрадь, любил родителей
глагол1
(они) строят, лелеют, сеют, бреют
в) выпиши глаголы, объясни их правописание.
глагол2
УЭ – 2 Цель: Уметь определять постоянные признаки глаголов.
Вид

Ветер осенний в лесах подымается,
шумно по чащами идет,
мертвые листья срывает и весело
в бешеной пляске несет.
Только замрет, припадет и послушает, – снова взмахнет, а за ним
лес загудит, затрепещет, – и сыплются листья дождем золотым.
                                                                                                                 
(И. Бунин)
- Какова тема данного стихотворения? (осенний ветер)
- Какого вида глаголы использовал писатель? (сов. – несов. )
- Какое действие обозначают глаголы несов. в. (продолжительное, описываются проделки ветра)
подымается – несов. в. І спр. непер.
идет – несов. в. І спр., непер.
срывает – несов. в. І спр. перех.
несет – несов. в. І спр. перех
Глаголы сов. в. – стремительность динамичность. Ветер как бы проверяет, что он сделал. замрет – сов. в. І спр. непер.
припадет – сов. в. І спр. непер.
послушает – сов. в. І спр. перех.
взмахнет – сов. в. І спр. непер.
Лес в ответ на действия ветра
загудит
затрепещет
(кратковр. действие)
Результат –
сыплются листья – листопад.
Стихотворение состоит из 2-х предложений.
Дайте характеристику  1 предложение.
глагол3
* вырезáть – вырезать
отдыхать – отдохнуть
писать – расписать
выражать – выразить
метафора ветер идет, подымается, мертвые листьясравнения  сыплются золотым дождем
инверсия  ветер осенний
Определите постоянные признаки глагола (у 2-х предл.)
сов. – несов. в.
что называется спряжением?
* Какими грамм. знач. различаются данные глаголы и какими грамм. способами эти различия выражать
слышит, стонет, клеит, гонит, веет, смотрит, дышит, борется, тает, хлещет, рубит, стелет, вертит, зреет.
УЭ – 3 Непостоянные признаки глагола Наклонение.Используя таблицу расскажи о наклонениях глагола.
Осень развесила красные ткани, листья шуршат и танцуют под ногами.
развесить – сов. в. н. вр. – развесила – развесит
шуршать – шуршит – шуршала – будет шуршать
осень шуршит листьями
если бы наступила осень, листья бы шуршали под ногами.
шурши, осень, листьями.

Морфолог. разбор глагола.
танцуют
орфография

1. Замените одним глаголом следующие конструкции
не заводите споров – не спорьте
наведите справку – справьтесь
сделайте приготовления – приготовьтесь
определите вес этого тела – взвесьте
дайте заглавие рассказу – озаглавьте
2. Разберите глагола по составу.
глагол4
УЭ-4 Цель: Знать глагольные суффиксы. Уметь делать словообразовательный разбор и разбор по составу.
  1. Правописание суффиксов ыва- ива, ова – ева
    Воспит..вать – торжеств..вать
    лакир…вать – исслед..вать
    запис..вать – чувств...вать
    негод..вать- откус.. вать
    образов..вать – действ... вать.
  2. Составь слова, используя схемы строения слов (словообразовательные модели и данные корни слов.
    Корни: ая, бли/ест, дрог, винт, зир, един, сил.
    глагол5
  3. Разбери слова по составу, определи способ словообразования
    заговорил ← говорил
    прихрамывать← хромать
    смотр ← смотреть
  4. Укажите вариант с ошибочным словообразованием.
    положит, ложит,;похудел, похудал; напей меня водой, напой меня водой; я убедю его; я смогу убедить его; едь прямо, поезжай прямо; колыхаются знамена.
    орфоэпия 
    воспринять, избаловать, облегчить, осведомить, принудить, откупорить, поняла, клала

Сегодня на уроке русского языка мы повторили морфологические признаки глагола, тренировались в написании суффиксов глаголов, повторили орфографию глагола, вспомнили морфемный и словообразовательный разбор, синтаксический разбор предложения, пробовали свои силы в самостоятельной работе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий