Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 января 2012 г.

Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки глагола. Орфография.

(Модульная технология)

УЭ-О. Цели и задачи модуля.
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
Знать: отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические, грамматические признаки.
- Наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление.
- Особенности изменения разноспрягаемых глаголов.
- Переходные и непереходные глаголы.
- Безличные глаголы, их значения.
- Способы образования глаголов.
Уметь: употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, возвратные глаголы, разноспрягаемые и безличные.
- Образовывать и употреблять формы трех наклонений.
- Определять переходность и непереходность.
- Писать окончания и суффиксы глаголов.
Увидеть: значимость изучения глагола как части для повышения грамотности и культуры речи.
Систематизировать полученные знания, отработать навыки. Развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, учиться работать на определенном уровне).
УЭ - 1 Цель. Повторить отличительные признаки глагола как части речи.
Составим алгоритм, по которому мы отличим глагол от других частей речи.
1. Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.
Используй этот алгоритм при выявлении глагола из текста.
Весна вступала в свои права. Сильнее грело солнышко, все чаще веял теплый ветерок. Весь день слышится журчание ручейков. Из земли уже высовываются цветы мать- и- мачехи. Скворцы располагаются в своих прошлогодних скворечниках. Почки раскрываются. Над полем клубится туман, и только в оврагах снег еще не растаял. Радуешься весне. Готовишься снять теплое пальто. Выберите свободный денек и съездите за город. Не пожалеете!
Приложение № 1
(Весна) вступала
Н. ф. вступать
1. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делала?
2. Это слово имеет следующие морфологические признаки: несов.в., 1 спр, неперех., изъяв.н., прош. вр., ж.р., ед. ч.
3. В предложении является = Следовательно, это слово относится к знаменательной части речи - глаголу.

Посмотри в Приложение № 1, проверь себя, и оцени.
Опираясь на данный текст, составь словарный диктант на правописание глагола. Расскажите о тех правилах, на которые составлен диктант.
image
Определи синт. роль глагола в данных предложениях.
Мы пришли узнать_ о вашей здоровье. Раздалась команда поднять паруса.
Мы хотели бы сфотографироваться на память.
Бродить по некошеному лугу- большое удовольствие.
УЭ-2 Цель: уметь различать переходные и непереходные глаголы, составить алгоритм их различия.
1.С каким сущ., мест, сочетается данный глагол.
2. Возвратный глагол или нет.
3. Глагол с отрицанием.
С данными глагопами составь словосочетания, определи морфологические признаки глагола (постоянные и непостоянные).
Сберечь, начал раскачиваться, вспыхивают, недоумевать, не собирается жечь, отпираешь, возвращается, съел, не распилил, хотеть, бежать, есть, дать.
Как называются последние 4 глагола? Почему?
УЭ-3 Цель; Знать наклонения глагола и их грамматические значения, употребление.
image
Глагол отворять используй в предложениях, употребив его в разных наклонениях. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глаголов.
Отправьте посылку, отправился бы на прогулку, отпущу на волю, обсудите решение, признался в ошибке, загляните в журнал, гуляете в парке. Разбор по составу:
говорите тихо - Когда вы говорите.........
выберите слова - Когда выберете место..........
пишите аккуратно - Когда пишете...........
Сл. диктант. не расскажешь, услышишь, отрежьте, идемте, ненавидеть, приготовьтесь, недоумевать, не хватает, недостает времени, удастся подготовиться, легко дышится, не достает до потолка, ему нездоровится.
Замените одним словом следующие конструкции,
- не заводите споров - не спорые
- наведите справку
- сделайте приготовления
- определите вес этого тела – взвесьте
- дайте заглавие рассказу
УЭ-4 Цель: знать особенности безличных глаголов. Уметь употреблять их в речи. Особенности предложений с безличными глаголами.
Составьте алгоритм, ответив на вопросы:
1. Значение безличных глаголов.
2. В какой форме употребляются.
image
Легким запахом веет полынь. -На рассвете в долинах теплом и черемухой веет Свежее сено, хорошо пахнет - свежим сеном пахнет
Запишите свои примеры (умение переносить знания в новую ситуацию)
УЭ-5 Цель: Знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный разбор и разбор по составу.
Заполните таблицу:


суффикс
глаголы
ова
ева
ива
ыва
ну
а
и
ва
е
ирова
изирова
советовать (советую)
горевать
рассматривать
рассказывал
нырнуть
бросать
бросить
давать
висеть
1. Составь слова, используя схемы строения слов (словообразовательные модели) и данные корни слов.
image
Корни: ал; блист; дрог; винт; зир, един
2. Что объединяет данные слова:
благоговеть, благодарить, благодать, благословить, благоухать.
3. Составь словообразовательное гнездо
image

УЭ-6 Цедь: Систематизировать восстановленное и закрепить знания и навыки, полученные на уроках.
К/Д.
Сочинение - миниатюра " Осень в Москве"
УЭ-7 Цедь: Подведение итогов и оценка. Самооценка учащихся.
УЭ 8 Цель: Постановка новой цели к следующей теме. Самоосмысление учащимися задач к следующему уроку.
УЭ 9 Цель: Осмыслить и выполнить Д/З.
- самовыбор уровня учащихся
- виды заданий
1) словарный диктант
2) составить алгоритмы на правописание глаголов
3) тест.

Комментариев нет:

Отправить комментарий