Словосочетание и предложение, их отличительные признаки. Основные признаки классификации предложения, Подлежащее как главный член предложения. Способы его выражения.
Цели урока: Выявить отличительные особенности словосочетания и предложения, Закрепить теоретические знания и практические навыки по теме.
Цели для учащихся:
- научиться определять различные синтаксические единицы; правильно употреблять их в речи;
- систематизировать знания, позволяющие производить целостный анализ словосочетаний и предложений;
- закрепить пунктуационные навыки;
- научиться применять полученные знания на практике, В конце темы ученик должен знать:
- грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- типы синтаксических отношений в словосочетаниях и предложениях;
- виды подчинительной связи;
- классификационные признаки предложения;
- порядок синтаксического разбора простого предложения;
- способы выражения подлежащего.
В конце темы ученик должен уметь:
- определить грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- определить тип синтаксических отношений в словосочетаниях и предложениях:
- определить виды подчинительной связи;
- находить основу предложения и указывать способ ее выражения;
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- правильно ставить знаки препинания при осложнении простого предложения,
Нормируемая область понимания:
Целостное представление о словосочетании и предложении как синтаксических единицах (их функция в речи, структура, синтаксические отношения внутри них, грамматическое значение, связь между словами).
Закрепление и развитие обще учебных навыков, связанных со способами распознавания словосочетаний и предложений.
Воспитание на материалах темы.
Тип урока: обобщение, закрепление и систематизация знаний.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
УЭ-1 Цели: Закрепить навыки узнавания словосочетания как синтаксической единицы. Различать словосочетание и предложение. Закрепить умение определять грамматическое значение предложений и словосочетаний:
1. Пользуясь таблицей, найди четвертое лишнее, устно объясни СВОЙ ВЫБОР;
а) Солнце яркое, весеннее солнце, светит солнце, солнечно;
б) Идти по дороге, водить хоровод, водить за нос, сыграть вничью:
в) Падающие листья, листья падают, листья клена, всякий лист.
Таблица N1, Синтаксические единицы.
Слово | Словосочетание | Предложение |
1. Номинативная | Номинативная функция (называния) | Коммуникативная функция (сообщение) |
2. Общее понятие | Различенное понятие, т.е. с выделением определенного признака | Смысловая и интонационная законченность |
3. Вычисляется из предложения | Словестное ударение | Интонация сообщения |
4. Словесное ударение | Подчинительная связь | Предикативные отношения между главными членами |
Вычленяется из предложения | Подчинительная и сочинительная связь | |
Непредикативные отношения: определительные, объективные, обстоятельственные | Логическое ударение | |
Структура (главное + зависимое слово) | ||
Средство связи (грамматические или по смыслу) | ||
Грамматическое значение |
2. Укажи грамматическое значение следующих предложений и словосочетаний,
(Установи соответствие)
1. В песчаных степях | 1. "Побуждение к действию" |
2. Родник пробивался | 2. "Действие предмета" холодной волной |
3. Бросал копье | 3. "Предмет и его признак" |
4. Бросал на скаку | 4. "Действие и предмет, на который оно переходит" |
5. Листья увядают? | 5. "Вопрос о действии предмета" |
6. Расступись, о старец море, | 6. Действие и его обстоятельственная характеристика |
УЭ- 2 Цель: знать грамматическое значение и строение словосочетаний, виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), синтаксические отношения в словосочетании. Культура речи. Пунктуационные навыки.
1. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания,
Когда (полу)де(н)(нн)ое солнце спряталось за снеговой хребет мы медле (н)(нн) о в... ехали в Койшаурскую д... лину. Со всех ст...рон нас окружали (не). ,. ступные обвеш (н)(нн)ые зеленым_плющ .. м и увенч... (н) (нн)ые купами чинар. Внизу Арагва обнявшись с другой без... менной речкой шумно вырывающ... йся из ущелья тян... тся серебр... (н) (нн) ой нитью и сверкает своей ч... шуей.
2. Изпользуя первое предложение из текста, заполни таблицу. Табл. № 2
Словосочетание | Строение | Граммат. значене | Лексико- граммат. тип | Синтакс. отношение | Тип связи | Свободное несвободное |
3. Оставь свободные и несвободные словосочетания со следующими глаголами: брать, вешать, видеть, заблудиться,
4. Помни! Устно составь с данными словами словосочетания.
заслуживать (чего?)
заслужить (что?)
оплатить (что?)
заплатить (за что?)
жажда (чего?)
жаждать- (чего?)
скучать (по кому? без кого?)
соскучиться + местоимение 1-2 л. мн, ч. пр. п,
5. Составь модели словосочетаний со словами - паронимами, поиски - происки представить_- предоставить осудить - обсудить
Комментариев нет:
Отправить комментарий