Поиск по этому блогу

пятница, 5 октября 2012 г.

Урок- практикум. 1

Словосочетание и предложение, их отличитель­ные признаки. Основные признаки классификации предложения, Подлежащее как главный член предложения. Способы его выраже­ния.

Цели урока: Выявить отличительные особенности словосоче­тания и предложения, Закрепить теоретические знания и практи­ческие навыки по теме.
Цели для учащихся:
- научиться определять различные синтаксические единицы; правильно употреблять их в речи;
- систематизировать знания, позволяющие производить целостный анализ словосочетаний и предложений;
- закрепить пунктуационные навыки;
- научиться применять полученные знания на практике, В конце темы ученик должен знать:
- грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- типы синтаксических отношений в словосочетаниях и пред­ложениях;
- виды подчинительной связи;
- классификационные признаки предложения;
- порядок синтаксического разбора простого предложения;
- способы выражения подлежащего.

В конце темы ученик должен уметь:

- определить грамматическое значение словосочетаний и предложений;
- определить тип синтаксических отношений в словосочета­ниях и предложениях:
- определить виды подчинительной связи;
- находить основу предложения и указывать способ ее выра­жения;
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- правильно ставить знаки препинания при осложнении простого предложения,

Нормируемая область понимания:
Целостное представление о словосочетании и предложении как синтаксических единицах (их функция в речи, структура, синтаксические отношения внутри них, грамматическое значение, связь между словами).
Закрепление и развитие обще учебных навыков, связанных со способами распознавания словосочетаний и предложений.
Воспитание на материалах темы.
Тип урока: обобщение, закрепление и систематизация знаний.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

УЭ-1 Цели: Закрепить навыки узнавания словосочетания как синтаксической единицы. Различать словосочетание и предложе­ние. Закрепить умение определять грамматическое значение пред­ложений и словосочетаний:

1. Пользуясь таблицей, найди четвертое лишнее, устно объ­ясни СВОЙ ВЫБОР;

а) Солнце яркое, весеннее солнце, светит солнце, солнечно;

б) Идти по дороге, водить хоровод, водить за нос, сыграть вничью:

в) Падающие листья, листья падают, листья клена, всякий лист.

Таблица N1, Синтаксические единицы.

Слово

Словосочетание

Предложение

1. Номинативная

Номинативная функция (называния)

Коммуникативная функция (сообщение)

2. Общее понятие

Различенное понятие, т.е. с выделением определенного признака

Смысловая и интонационная законченность

3. Вычисляется из предложения

Словестное ударение

Интонация сообщения

4. Словесное ударение

Подчинительная связь

Предикативные отношения между главными членами

 

Вычленяется из предложения

Подчинительная и сочинительная связь

 

Непредикативные отношения: определительные, объективные, обстоятельственные

Логическое ударение

 

Структура (главное + зависимое слово)

 
 

Средство связи (грамматические или по смыслу)

 
 

Грамматическое значение

 

2. Укажи грамматическое значение следующих предложений и словосочетаний,

(Установи соответствие)

1. В песчаных степях

1. "Побуждение к действию"

2. Родник пробивался

2. "Действие предмета" холодной волной

3. Бросал копье

3. "Предмет и его признак"

4. Бросал на скаку

4. "Действие и предмет, на который оно переходит"

5. Листья увядают?

5. "Вопрос о действии предмета"

6. Расступись, о старец море,
дай приют моей волне!

6. Действие и его обстоятельственная характеристика

УЭ- 2 Цель: знать грамматическое значение и строение словосочетаний, виды подчинительной связи (согласование, управле­ние, примыкание), синтаксические отношения в словосочетании. Культура речи. Пунктуационные навыки.

1. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания,

Когда (полу)де(н)(нн)ое солнце спряталось за снеговой хребет мы медле (н)(нн) о в... ехали в Койшаурскую д... лину. Со всех ст...рон нас окружали (не). ,. ступные обвеш (н)(нн)ые зеленым_плющ .. м и увенч... (н) (нн)ые купами чинар. Внизу Арагва обнявшись с другой без... менной речкой шумно вырывающ... йся из ущелья тян... тся серебр... (н) (нн) ой нитью и сверкает своей ч... шуей.

2. Изпользуя первое предложение из текста, заполни табли­цу.  Табл. № 2

Словосочетание

Строение

Граммат. значене

Лексико- граммат. тип

Синтакс. отношение

Тип связи

Свободное несвободное

3. Оставь свободные и несвободные словосочетания со сле­дующими глаголами: брать, вешать, видеть, заблудиться,

4. Помни! Устно составь с данными словами словосочетания.
заслуживать (чего?)
заслужить (что?)
оплатить (что?)
заплатить (за что?)
жажда (чего?)
жаждать- (чего?)
скучать (по кому? без кого?)
соскучиться + местоимение 1-2 л. мн, ч. пр. п,

5. Составь модели словосочетаний со словами - паронимами, поиски - происки представить_- предоставить осудить - обсудить

Комментариев нет:

Отправить комментарий