2) В данном отрывке подчеркни основы, укажи тип сказуемого.
Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил-и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей. Давним-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля,узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы…
О, я как брат обняться с бурей был бы рад.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО КЛЮЧУ.
3.В данных предложениях расставь знаки препинания, укажи тип сказуемого и способ его выражения.
А) К тебе я стану прилетать гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать. ( Денница- утренняя заря).
Б)Ничтожной властвуя землей он сеял зло без наслажденья.
В)В любви как в злобе верь Тамара я неизменен и велик.
Г)Как пери спящая мила она в гробу своем лежала белей и чище покрывала был томный цвет ее чела.
Д)Без сожаленья без участья смотреть на землю станешь ты…
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО КЛЮЧУ
УЭ-5 цель: Закрепить сведения о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Заполните третий столбик таблицы: если между подлежащим и сказуемым должно стоять тире , ставьте знак плюс, если не должно быть никакого знака, ставьте минус
Подлежащее | Привязочная часть сказуемого | Надо ли ставить тире? |
1. Существительное | Существительное | |
2. Существительное | Не+существительное | |
3. Местоимение | существительное | |
4. Инфинитив | инфинитив | |
5. Инфинитив | Существительное | |
6. Существительное | Это,вот+сущ. | |
7. Существительное | Сравнит. союз как +сущ. | |
8. Существительное | Вводное слово+сущ. | |
9. Числительное | Числит. | |
10. Существительное | числительное | |
11. Вопросительно- относительное местоимение | Существительное,прилагательное | |
12. Существительное | словосочетание |
Взаимопроверка
В данных предложениях расставь знаки препинания
1.Я царь познанья и свободы
Я враг небес
Я зло природы
2.И дики тех ущелий племена
Им бог свобода
Их закон война
3.Любовь и песни вот вся жизнь певца
4. Моя цель пройти в родимую страну
5.Ветер будто зверь
6.И белый месяц как монах завернут в черных облаках
7.Тот царь был слаб и хил и стар а дочь непрочный ведь товар!
8. Арсений по-видимому сын боярина Орши
9. Моя мать степь широкая, мой отец небо далекое
УЭ-6 Цель: закрепить сведения о пунктуации в простом предложении, о порядке синтаксического разбора простого предложения.
Расставь знаки препинания. Сделай синтаксический разбор одного из предложений.
Мы шли цепляясь за кусты по узкой тропинке ведущей в горы. Кругом теряясь в золотом тумане утра теснились как бесчисленное стадо вершины гор. Эльбрус на юге вставал белою громадой замыкая цепь льдистых вершин и был покрыт волокнистыми облаками набежавшими с востока.
Проверь себя по ключу. Экспертный контроль.
УЭ-7 Цель :закрепить сведения о согласовании подлежащего со сказуемым.
Тест
1. Члены предложения, не входящие в предикативную основу, рассматриваются как:
А) главные
Б) второстепенные
2. Какие члены составляют предикативное ядро двусоставного предложения?
А) подлежащее
Б) сказуемое
В) Подлежащее и определение
Г) сказуемое и дополнение
Д) подлежащее и сказуемое
3. Укажите ряд, где приведены все возможные способы выражения подлежащего
А) сущ. и мест.-сущ.
Б) им. сущ. и любыми субстантивированными частями речи.
В) сущ., мест.-сущ,любыми субстантивированными ч.р.
Г) разными типами словосочетаний
4. Найдите подлежащее и определите способ его выражения
Возиться весь день с петербургскими делами и людьми, все знатьпервым,чувствовать все петербургские перемены,быть преданным важной философии-было нелегкое дело.
А) сущ. в им.п
Б) субстантивированной ч.р.
В) местоимением-сущуствит.
Г)инфинитивом
Д)словосочетанием
5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым
А) И нам горька остылой жизни чаша
Б) Бессмертным сделать бы желал великого героя
В) Эта милая страница пусть милый взор твой привлечет.
6. Укажите глаголы, выполняющие функцию вспомогательных в составном глагольном сказуемом.
А) полнозначные и неполнозначные
Б) фазисные и модальные
В)спрягаемые и неспрягаемые
7. Какие глаголы относятся к фозисным?
А) хотеть, намереваться, желать
Б) пробовать,бросить,кончать
В) работать, читать жить
9. Найди составное глагольное сказуемое ,соответствующее схеме вспомогат. гл. + инфинитив
А) На темном небе начинали мелькать звезды.
Б) К нам стали подходить знакомые, гулявшие в саду.
В) Люблю грозу в начале мая.
Г) Он мог вестис пожилыми людьми дельную беседу о войне и политике.
Д) Неохотно и несмело солнце светит на поля.
10. Какое составное именное сказуемое имеет связку в нулевой форме?
А) Генерал был стар, суров и внимателен.
Б) Ночь была ясней,чем день.
В) Самым важным оказался простой вопрос.
Г) Как увядающее мило!
Д) И глаза у Максим Максимыча делались мягкими.
11 В каком предложении неправильно найдена грамматическая основа?
А) Исход боя решил искусный маневр.
Б) Пусть примет сумрачная келья,как гроб, заранее меня.
В) И будешь ты царицей мира.
Г) Без сожаленья, без участья смотреть на землю станешь ты.
12. Укажите,где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А) Облака словно дым.
Б) Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.
В) Бэла дика и пуглива.
Г)Арбенин, кажется, злодей.
13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
А) Вправо от Василия Блаженного течет широкая Москва-река ,изнемогая под множеством судов, нагруженных хлебом и дровами.
Б) За Донским монастырем, одетые голубым туманом ,восходящим от студеных волн реки , начинаются Воробьевы горы.
В) У самой подошвы стены кремлевской протекает река , и за нею расстилается широкая долина, усыпанная домами и церквями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий