Поиск по этому блогу

вторник, 31 января 2012 г.

Урок по теме “Словообразование”

Слово делится на части,
ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!

Цель урока:
- Повторение сведений о морфемах
- Повторить орфографические правила
- Морфемный разбор слов
- Работа по монологической речи
- Развитие творческой речевой мыслительной активности, интереса к предмету на основы языковых впечатлений.

Прогулка возле речки

Административная контрольная работа

Таинственные дорожки стелются по бескрайним российским просторам. Некоторые из них заросли прелестными лесными цветами. Другие вьются вдоль песчаных берегов нешироких, но глубоких речонок. Мы пробираемся по одной из них сквозь кусты, которые колются и жалятся. Прибрежные папоротники трепещут на ветру причудливой бахромой, а серебряные ветви ивы кажутся какими- то гигантскими руками. Временами не высокая, а низкая камышовая поросль шепчет, колышется от легкого прикосновения ветерка.

Геолог




Сорокалетний Владимир Сергеевич работал геологом небольшой поисковой партии в далекой Сибири. он приехал в Москву в геологическое управление с диковинными ценными породами, ожидал результатов их анализов и решил далеко не ясные денечки провести у друзей в пригородной деревушке.

Первопроходцы

Контрольный диктант по теме “Имя числительное”


В конце двадцать третьего дня пути отряд первопроходцев вышел к морю. Пройдено около шестисот девяноста километров по горной местности, что составило приблизительно две третьих намеченного маршрута.
Ежедневные десятичасовые переходы с небольшими двадцати- и тридцатиминутными привалами потребовали от людей максимального напряжения сил. Двенадцатикилограммовые рюкзаки оттягивали плечи, сорокоградусная полуденная жара вызывала сильную жажду и головную боль.

Текст по теме “Имя числительное”

Чтобы спасти царевну дочь, Иванушке предстояло выполнить третье задание чудовища семиглавого.

В волшебном саду росло дерево с шестьюстами пятьюдесятью золотыми листочками и с четырьмястами сорока серебряными. Иванушка должен был за одну ночь сорвать листочки и из них построить дворец с семьюдесятью комнатами. Прекрасная царевна вместе с восемью подругами спрячется во дворце, а Иванушка нужно будет не только найти свою любимую, но и узнать ее среди подруг.

Вход во дворец будут охранять восьмеро диких зверей и семеро волшебных с хищными щупальцами. Их предстоит победить или перехитрить.

Если Иванушка за одну шестую часа не разыщет суженую, то количество комнат удвоится, а количество девушек утроится. А если во второй раз попытка не увенчается успехом, то не сносить нашему герою головы.

Словарные диктанты

№1

сдирать, взбираться, догорал костер, ожог пальцев, прикоснулся, выберет профессию, прорастить рассаду, наклониться вправо, блистать в чаще, расположиться на опушке, расстилаться вокруг, запереться на ключ, запах растений, срослись, прилагательное, ровная долина, растирание, примирить противников, озираться по сторонам, приравнять величины, промокательная бумага, сотворить чудо, поскакали вдаль, разжигать огонь.

понедельник, 30 января 2012 г.

Предыюльское утро



Вот и пригородный поселок. Я поселился в уютном деревянном домике. Крашеная глиняная печь стояла посередине комнаты и обогревала весь дом. Над жестяной крышей вечнозеленая вековая сосна протянула свои корявые ветви прямо в мое окно.
Ясные предыюльское утро. Я открываю окно в бор, который наполнен разными запахами: ароматом ландышей, смолой хвои. Серебристо – белый мох прячет столетние корни, которые разрослись, как каналы, под землей. Бор приветствует меня звонам вершин, серебряным выкриком в синеве ястребов. Каждое утро под окнам слышу хорошо знакомые мне голоса. Это мои “питомцы” – корольки.
В маленькой городской комнате появились они на свет из простенького инкубатора, выросли в ванне, привыкли к моим шагам, голосу. Днями сидели у меня на плече или устраивались поближе к лампе и засыпали, положив на шейки друг друга свои пучеглазые головки. Когда я покидал город, то не мог оставить их. Их беспомощность вызывала чувство сострадания и ответственности за тех, кого мы приручили. Они приехали со мной в коробке из- под сдобного печенья и теперь важно гуляют под окном, греются на солнышке.

Ранняя весна



В начале марта, воздух начинает понемногу теплеть, и пахнет по- весеннему. Был ветряный мартовский день, когда мы налегке отправились в лес. Сначала справа и слева тянулись двадцатилетние сосны, но вскоре впереди засверкала лесная речонка, к которой наперегонки серебряными нитями бежали шустрые ручейки. Потихоньку перебрались через скользкое бревно, которое кое – где трещало, и мало – помалу добрались до лесной чащобы. Идти было легко и радостно, потому что воздух был на диво свеж, прозрачно и чисто нежно – голубое небо. Чуткое повсюду ловит первые звуки весны. Вот звучит барабанная дробь. Это где- то без устали работает лесной музыкант – дятел. На подсыхающем пригорке загорелся желтый огонек. Это одуванчик приветствует юную весну. По стволу осинки с юркостью мышонка шныряет вверх и вниз какая – то птичка. Где- то поблизости вполголоса звенит жаворонок. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, а путь до дома вовсе  не близкий. Удастся ли вернуться домой засветло?

Словарный диктант

Серебряные часы, стеклянный шар, багряный закат, ветреный день, свиная колбаса, глиняная посуда, дровяной склад, карманные часы, картинная галерея, песчаная отмель, подлинное искусство, революционный подъем, ураганный ветер, юные натуралисты, фаршированный перец, нежданный гость, печеный картофель, желанный ребенок, кованый сундук, масляные краски, нефтяная скважина, ношеное – переношенное пальто, пламенное сердце, соболиная шапка, свежемороженая рыба, атака сдержана войсками, зрители спокойны и сдержанны, глядел испугано, тучи рассеяны ветром, ученица рассеянна, датированный декабрем, миграционный процесс, смышленый мальчик, письменный стол, лимонный сок, конопляное масло, деревянный стол.

Осень–удивительное время года


Погода стоит ненастная. Все живое прячется. Даже воробьи притихли, нахохлились и сидят на краю крыш. Ласточки, грачи, стрижи – все эти птицы давно улетели, и их уже не увидишь в лесу. Ветер то глухо завывает, то стонет и воет. Тучи сгущаются, и низкое небо становится свинцовым. Из- за сгустившихся облаков не видно солнца, его лучи не касаются верхушек деревьев. Дождь, который льет беспрестанно, внезапно становиться еще крупнее. Слышишь беспокойный  шорох воды. Все облеклось в безразличный и зловещий цвет: лес, дальние деревни, травы, скошенные поля. В наполненном напряжением молчании природы чувствовалось приближение бури. Природа замерла. Внезапно вздрогнула и застонала сосна, и ее ветки стали медленно клониться к дороге. Прильнешь к окну и замираешь от страха. Рука со свечой дрожит, а в слабом мерцании огонька оживают причудливые тени. “Какие- то странные привидения!”- думаешь ты. На цыпочках крадешься в дальнюю комнату и наслаждаешься присутствием близких.

воскресенье, 29 января 2012 г.

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ И СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ

I. Постро_шь__дание, скле_шь бума_ку, напиш_шь об__яснение, выполн__шь п__ручение, вытл_шь спра__ку отправ__шь телеграм__у, напомн__те об от__езде, посе_те эти рас__тения, рас_каж__те о своих пр__ключеняях, рас каж те об этом в следу__щий раз, дыш__тся легко, не забуд__шь друзей, покин__шь зас__дание, рас__хвалива__т т__вар, машина медлен_о останавлива__тся, светле__т, неожидан__о очут_шься в другом месте, разбуд__шь меня поран__ше, тороп__шься, бор__тся за справ__дливость, вы отвеча__те за безопас__ность, вы ответ__те перед судом, вы забуд__те об этом, годы детства не забуд_шь, просыпа__шься на рас__вете, нейавид__м обман, боле__м грип_ом, замира__шь от в__сторга, рас__читываешь вернут__ся воОвремя, обижа__шься на..прасно, перечисл__м деньги наОсчет в банк_, ненавид__те фал__ш__, дыш__те глубоко, выкрас__м забор, вьшолн__м обещ__н__ое, располож__тся на н__члег, броса..шься в..краиности, пчелы жал__тся, напрашива__шься на компл__менты, уход__т в отставку, почтам_т закрыва__тся, мы переписыва_мся, вы скуча__те, прочт__те эту аб__ревиатуру, выполн_м обещание во..время, хорошо смотр__тся, готов__тся к плеб__сциту, обсужда__м бю__жет, кольпн__тся травы.
ІІ. Бесед__вать с фин__нспектором, отста__вать чьи..либо интересы, команд__вать, гарц__вать, выкорчев__вать, размежевывать, странств__вать, разгляд_вать, задум_ваться над проблем__ами, разб__вать, испыт_вать волнение, совет__вать, загляд__вать в буду_щее, рассчитывать на помощ__и под_ержку, вытапт_вать завед__вать хозяйством, намер_ваться, классифицир__вать про__кты, разрабат__вать програм_у, группир_ваться вокруг лид_ра, гор_вать об ушедш_м, расход_вать рес__урсы, корч__вать дерев__я, доказ__вать теорем__у, уча__ств__вать в мероприяти__, развед__вать обстано__ку, аг__тир__вать за канд__дата, отклад__вать сре_ства на ч__рный день, ве__ть ветре), обид__ть, та__ть (о снеге), леле__ть, завис__ть, ла__ть.

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ

 

1. Необходимо трудит__ся, набрат__ся ума, взят__ся за ум, смеркает__ся, воз__мет__ся за дело, придет_ся вернут__ся, удаст__ся выбрат__ся, смеят__ся не грешно, придет_ся удалит—ся, пробрат__ся к дому, увидет_ся с другом, удивит__ся происше_ствию, брос_те этот груз, мечтает__о счаст__, сжеч_ мосты, хорошо выглядиш_, приляг__те отдохнут__, предат__ся размьпплениям, припом__нает__ся чтоОто знакомое, обрадует—ся и__весгию, напомниш__ о случивш__мся, нареж__те хлеб и намаж__те его маслом, он готовит__ся к экзамену, остав__те свои надежды, рассчитат_ся с продавц__м, наведыват__ся изредк—, ориентироват__ся в обстановк__, они бор_т_ся за независимость, плющ__стел_т_ся, в__ют__ся флаги, дома стро__т__ся, сльш__т__ся невнятный звук, привлеч__к ответствен__ости, колыш__т__ся рож__, заблудит__ся в двух соснах, заботит__ся о пр_старелых родителях, рас_тат__ся с детством, добит_ся своего, бл__стящ__защищат__ся, в конце концов договорит__ся, воздержат__ся от ком__ентариев.

ІІ. 1. Сонливого не добуд__ш__ся, ленивого не догалеш__ся.

2. Нельзя ленит__ся, если хоч__ш__кормит__ся.

3. Напиш__ш__ пером - не выруб__ш__топором.

4. Хорошие друзья если и поссор_т__ся, то потом всегда помир__т__ся.

5. Отруб_ш_ - не пристав__ш__.

6. Что посе_ш_, то и пожнеш_.

7. Семь раз отмер_ - один раз

8. Хлеб еш__, а правду реж__.

9. Правда суда не боит__ся.

10. Умел ошибит__ся, умей и поправит_ся.

(Пословицы и поговорки.)

Правописание числительных

 

I. Одиннадцать, мил__ион, мил__иард, шест_надцать, восем__сот, восем__десят__, шест__сот четырвадцат__, двадцати_пяти_тыс__чный, вос__ми..десятый, вое__ми..сотый, ст..сорок..шести..мил..ионный, тридцати..мил..иардный, двух__споловин_ый, девяно..ст_летний, сорок__летний, трехтон__ка, пол..дюж_ны, пол..мил_иона, полу..станок, полу..годовой, пол..Москвы, пол..огорода, пол..города, четверт__финал, полу..боги, пол..литра, пол...литровка, пол..века, пол..аршина, пол..метра, пол..дома, пол..Европы, полу..круглый, трех..аршинный, пол..зала, пол..тин_ик. пол..страны, пол_лимона пол... арбуза, шест...тысяч_,..трист__ сем__десят__восем. шест__десят, перв__...очередной, втор___сортный, трет__степенный.

II. Нед__получить около сорок__ рублей, не хватает шест__десят__ копеек, добавьте к четыр.__..ст._ один__адцати еще двести, тыс__ча девят... сот восем...десят сед__мой год, ст__..гридцати тысячный пос_. _титель выставки, ст__процентная усп..ваемость, сорок__тысячный нас__ажир, пятидесяти четырех мил__ионный житель, ст_ тридцати тыс__чный юбилей, тысяч__летне столицы, около полутор__ст_.. суток, десят__ричный п__риод, четырех звездочный отель, перв__очередные задачи, тре__значное число, двух_c половин_ой тыс_чный житель, четвер__ногий друг, сорок__граду... ный мороз, одн__стороннее дв__жение, дву__язычный словарь, тр__ярусное пер__крытие.

Тест

Обязательная часть

1. Выберите верный ответ:

Окончание - значимая часть слова, кото­рая образует...

а) однокоренные слова

б) разные формы одного и того же слова

2. Найдите слово с нулевым окончанием:

а) говорил б) красива в) вниз т) писать

3. Какое из данных слов не имеет окончания?

а) луч б) издавна в) границ

г) свеж

4. Выберите правильный ответ:

По суффиксу -л- можно определить что глагол стоит в...

а) будущем времени б) неопределенной

форме в) прошедшем времени г) настоящем времени

5. Найдите правильный ответ: -ешь является окончанием...

а) существительного женского рода 3-го скл.

б) глагола I спр. наст, вр. 3-го л., ед. ч. в) глагола I спр. наст вр., или буд. вр. 2-го л.,

ел. ч.

г) глагола в неопределенной форме

6. Запишите три слова различных частей речи с окончанием -а.

7. Составьте слова, взяв от существительного задумка, корень, от глагола читать — глагольный суффикс, а от глагола петь — окончание. Запишите полученное слово, выделив в нем значимые части.

8. Прочитайте текст.

Подул свежий ветерок. В чистом небе появилось маленькое темное облако. Грозно зашумело поле.

Выпишите слова, построенные по схемам

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

image

Заполните данную ниже таблицу примерами вставляя пропущеные буквы.

Прибл..жаться, ц..ганский, г..роический, р..сти, ж..сткий, ш..рох, предл..жить.

Виды орфограмм гласных в корнях слов

Примеры

Проверяемая ударением
непроверяемая
чередующаяся
о- ё после шипящих
и – ы после ц

 

Дополнительная часть.

10). Выпишите слова с одинаковыми суф­фиксами:

бантик, ящик. барабанщик. гонщик, сварщик (3)

11. Составьте слова по схемам. Запи­шите их, указав часть речи:

image

12. Составьте предложение по схеме и запишите его.:
...[ ое] ...[е] ...[ет] из-за ...[а]. (2)
(определение) (подлежащее) (сказуемое) (обстоятельство)

Жираф


Жил в лесной чащобе возле причудливого необъятного безызвестного озера бесподобный жираф. Он понимал приглушенные звуки леса, который был для него как будто родительский дом. Шепот, шорох маленьких росточков, щелканье без умолку кое- каких насекомых, жужжание разноцветных стрекоз – все воспринималось им как разговор с природой.
Жираф любил всматриваться в высь бескрайнюю, задумчиво смотреть на ярко- голубое небо, прикасаться к мягкой некошеной траве, слушать серебряный звон полевых колокольчиков. Как-то ранним ветреном утром он увидел, как с приятным звоном, словно жонглер, выпускает на волю свои лепестки куст шиповника. “Здравствуй, жираф!”- приветливо прошептал куст, веточки которого сплошь были усыпаны ярко – красными цветами. Жираф приостановился и прикоснулся губами к прелестным лепесткам.
Лесные жители любят его, а он рассказывает им старинные предания. Наверное, он в кого-то влюблен, но ни с кем не делится своими переживаниями, только взволнованно дышит и задумчиво смотрит вдаль, по- видимому, вспоминает свою родину.

пятница, 27 января 2012 г.

Грамматическая работа по теме “Словообразование”

  1. Укажите, какие слова имеют основу и окончание, а какие состоят из одной основы?
    дом, домой, заходил, собирать, зеленый, просто, ешь.
  2. Сгруппируйте данные ниже слова и сочетания слов так, чтобы в каждой группе оказались формы одного и того же слово.
    читаю, скорей, читал, час, читка, часы, чтец, пришел, приятель, прошел мимо, все были дома, шум в доме, дом у дороги.
  3. Разделите данные слова на две колонки (формы слова и однокоренные слова)
    лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.
  4. Объясните, в чем различия слов:
    факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный

Спряжение глагола

Открытый урок

1. Ярко светит апрельское солнце. Под его лучами быстро тает последний снег. Все в природе движется, дышит. Звонко поют птицы, и звенят торопливые ручейки. Вдыхаешь полной грудью свежий воздух и радуешься весне.
а) Найдите предложения по следующей характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное.
б) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
в) Докажите, что слова вдыхаешь, радуешься, являются глаголами.
2. Поставьте глаголы из текста в начальную форму.
(светить, таять, двигаться, дышать, петь, звенеть, вдыхать, радоваться)
Разберите их по составу. Каковы морфологические признаки глагола в начальной форме (вид, спряжение)
3. Как определяется вид глагола. Какого вида глаголы в данном тексте?
Образуем от данных глаголов совершенный вид.
светит – засветит
тает – подтает
поют – перепоют
4. Что такое спряжение глагола?
пойдешь, грызут, говорят, шьют, лежат
Как определить спряжение глагола с безударном личном окончанием? Запишите глаголы, выделите окончания, определите спряжение.
мы боремся, спорим, держимся, стелем, дышим, скачем.
А теперь записать только окончания
догонишь, напишешь, заклеишь, расколешь, вспашешь, раскрасишь, достанешь.
В чем особенность правописания этих глаголов?
5. Найдите четвертое лишнее.
гоню, держу, слушаю, смотрю
клею, сею, вею, брею
закричать, помолчать, отодрать, поворчать
Запишите эти глаголы в форме 3 л. ед. ч. , выделите окончания.
6. Разбор по составу:
вдыхаешь, радуешься, раскашлялся,
7. Запишите слова по следующим схемам.
схема

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

Цели урока: Выявить отличительные признаки глагола (морфологические). Усвоить правописание глаголов. Развивать монологическую речь, формировать общеучебные навыки. Научиться применять полученное знания на практике.

УЭ- 1 Цель: уметь опознавать глагол и его морфологические признаки.

вторник, 24 января 2012 г.

Приморский парк

 

Из увитой плющом беседки открывается чудесный вид. На пологом берегу располагается огромный приморский парк. Горячее солнце еще не успело выжечь свежую зелень растений, и яркие сочные краски трав и цветов радуют глаз.

Узкая извилистая тропинка манит в тенистые заросли, где воздух свеж и прохладен. Гигантские сосны и кедры упираются в небо, и ты любуешься их могучими кронами. Землю устилает хвоя и чешуйки шишек. Белка ловко взбирается по стволу развесистой ели, осторожно добирается небольшими шажками до тяжелой шишки. Она крепко упирается лапками, раскачивает шишку и отдирает ее от ветки. Хорош будет завтрак!

На солнечной полянке мягким ковром стелется шелковая травка, пестреют россыпи цветов. Резные лепестки трепещут от ветра, лепечут друг с другом. В их тихом шорохе слышится стрекот и жужжание насекомых. Стайка птичек вспорхнула с земли и расселась на ветках низкорослой сосенки. Крошечные пташки щебечут, ищут съестное, летят к своим гнездам, кормят и лелеют птенчиков. Лето зовет тебя насладиться всем: синим безоблачным небом, беззаботным пением птиц, ласковым шепотом моря.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

 
Ранним утором ты выходишь за околицу, бредешь по проселочной дороге и приближаешься к березовой роще.
Здесь ты наслаждаешься тишиной и покоем, вдыхаешь свежий прохладный воздух, вслушиваешься в шелест листьев и трав, рассматриваешь нежные лепестки цветов и удивляешься, как быстро просыпается все вокруг. Из- под корней березы вода бьет ключом. Ты опускаешься на мягкую шелковую траву, наклоняешься и пьешь из этого щедрого источника. Когда начинаешь день с такой прогулки, хорошее настроение не покидает тебя до вечера.

Правописание глаголов прошедшего времени.

 
Мы не заметили, как подкралась осень. Увидели вдруг, что закружились в нашем саду первые желтые листья, а утренний туман рассеялся позже обычного.
Под конец лета солнце расщедрилось, согревало землю, и все надеялись, что будут впереди теплые дни. Еще веял ласковый ветер, слышались голоса птиц, ворочались в кустах у реки утки и гуси, охотничья собака чуяла дичь и громко лаяла. Но осень чувствовала себя хозяйкой. Она раскрасила в желтый цвет березы, добавила бордовые и оранжевые краски в листья кленов, наполнила лес запахом сухих трав, устроила на полянах прощальный птичий концерт.
Лето тихо уходило прочь.

Перед грозой

Еще только пол-одиннадцатого, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит предыюльский день. Воздух едва колышется над песчаной дорогой. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное шепчет неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое - никто и ничто больше не борется с истомой. Одна лишь легкокрылая стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали на зелёном, как бархат, лугу. Полуденное солнце жжёт каждым своим лучом и поражает вокруг всё живое: кусты шиповника, плакучую иву, соломенные головки ромашек. Вдруг что-то грохочет, потом в течение каких-нибудь десяти-пятидесяти минут царит зловещая тишина. Поникли цветы, тёмно-зелёная крапива пригнулась к земле, не слышно пчелиного жужжания. Вот в мёртвую глушь с бешеной скоростью врывается резкий порыв ветра, который ничем не сдержишь. Он безжалостно мнёт и приклоняет к земле ржаные колосья. Гроза надвигается. Слышится слабый гул, переходящий в прерывистые раскаты, которые обнимают весь горизонт. Изредка из-за мрачных туч выглядывает неяркое солнце. Вся окрестность изменилась, приняла мрачный вид, и гроза началась.

Словарный диктант

 

Покорить обаянием, благословить на подвиг, непримиримый противник, умолять о помощи, словосочетание, прорастают росточки, пожимать плечами, легкое прикосновение, выгореть дотла, вкусная печенка, мягкая щетка, громкая трещотка, цитаты из текста, разрушительный циклон, шефствовать над малышами, блестящая пряжка, исследовать местность, исподтишка, аттестат, фасолевый суп, ненавистный предмет, тридцатилетний мужчина, мясомолочная продукция, чистошерстяной костюм, искренне преданный, пребывать в неведении, претворить планы в жизнь, непреходящие ценности, съязвить, пьедестал, подниматься на верх горы, предыстория, искусственный, ветреный день, глиняный кувшин, отчаянный поступок, истинный ценности, бешеный взгляд, путаный ответ, желанный кость, она невнимательна и рассеянна, тучи рассеяны ветром, ни про кого не думать, некто попросил кое-что у президента зачем-то, четвертьфинальный матч, вытереть досуха, брюки в обтяжку, вывернул наизнанку, сидели бок о бок, безрадостный день, бессердечный человек, как будто, говорил негромко, но отчетливо, весьма не любезный прием, нисколько не бескорыстный человек, совсем нестарый, не хуже других, не кто иной, как директор подписал приказ, работу проверял учитель и никто иной, ударил наотмашь, мороз свеж и жгуч, трехъязычный словарь, холстинная рубаха, дезинформация, сваренное вкрутую яйцо.

Ночное приключение

Однажды я заблудился в лесу. Наступила ночь, шел неприятный мелкий дождик. Вдруг что-то невесомое пронеслось над моей головой. Это была летучая мышь. Идти направо ни к чему: там было мрачное торфяное болото. Вокруг меня толпятся деревья, но не величественные, а какие-то неприветли­вые и зловещие. Я едва приметил дорожку, по которой давно никто не ездил, и отправился по ней, надеясь выйти к какой-нибудь деревне. Идти пришлось дол­го, часто останавливаться и прислушиваться. Однако никаких признаков жилья не было. По сторонам тянулись желто-красные колючие кустарники , и за ними ничего нельзя было увидеть.
Я свернул к какой-то неширокой тропинке и вдруг заметил старинную церквушку. Дом был рядом.
Вернувшись домой, я сказал себе: «Никому ни о чем не рассказывай , дружи­ще, не поверят». И я уснул беспробудным сном. Когда вспоминаешь об этом путешествии, всегда говоришь себе: „После таких прогулок спишь беспробудном сном.”
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Сделать синтаксический разбор предложения:
1 в. Я свернул к какой-то неширокой тропинке и вдруг заметил старинную церквушку.
2 в. Вдруг что-то невесомое пронеслось над моей головой.
2. Разобрать по составу :
Величественные неприветливые
(пришлось) прислушиваться свернул
3. С делать морфологический разбор :
(к) тропинке (над) моей

На речке

 

В знойный летний день воздух тяжел и горяч. Так и хочется напиться свежей водицы, окунуться в прохладу реки, искупаться в лесном тихом озере.

Синяя вода в быстрой речке искрится на солнце. Ребятишки шумной гурьбой сбегают с холма и бросаются в воду. Они начинают весело плескаться, брызгаться, соревноваться друг с другом. Каждый стремится похвастаться своим мастерством, пытается обогнать товарищей, поравняться с лучшим пловцом. По всей округе раздаются звонкие голоса, слышатся шутки и смех.

Но пора возвращаться на берег. После купания нужно хорошо растереться полотенцем. Это поможет быстрее согреться. Какая бодрость чувствуется во всем теле!

Правописание сложных прилагательных.

 

Все лето стоит тридцатилтятиградусная жара. Слабый юго-восточный ветер не приносит прохлады. Он лишь рябит морскую гладь да гонит по небу серовато-белые облака с золотисто-розовыми краями.

Облака - удивительное чудо. Всмотритесь в них, пофантазируйте, и перед вами откроются замечательные картины.

Вот проплывает мимо грозный пятиглавый дракон, и на него надвигается шестилапое одноглазое чудовище. Вслед за ними мчится древнерусская дружина, с остроконечными пиками. Настоящий сказочный сюжет! Ветер усиливается, облака редеют, открываются пятна нежно-голубого цвета. Теперь перед вами другая картина. Это целый город с различными архитектурными строениями. Здесь средневековый замок с полукруглыми окнами, затейливые дома с куполообразными крышами, причудливые двух - и трехэтажные здания. На северо-восточной стороне неба можно увидеть, как растет и поднимает паруса трехмачтовый корабль. Плыви, кораблик, туда, где на ярко-синем фоне громоздятся хребты Тянь- шаньских гор. Счастливого плавания!

(129 слова)

Тест по имeни числительному

1. К какой части речи относятся слова сотня, тысяча, миллион, миллиард?
а) числительное,
б) существительное.
в) прилагательное
2. Сколько числительных в данном стихотворении:
-Вопрос мой прост и краток, -
Промолвил носорог, -
Что лучше: сорок пяток
Или пяток сорок?...
Увы. никто на это
ответа
Дать не мог.
а) одно,
б) два,
в) ни одного
3. Почему в данных словосочетаниях:
пятеро друзей, трое дежурных, двое сирот допустимо употребление собирательного числительного?
а) собирательное числительное сочетается с существи­тельными мужского рода, называющим лицо.
б) управляемое существительное называет парный пред­мет и употребляется только в множественном числе.
4. В каком ряду одно из слов не является числительным?
1. Пятнадцать, пятьдесят, пятьдесят пять, пятеро.
2. Десять, десятеро, десяток, десятка, десятина.
3. Два, три, третий, три пятых, трио.
5. В каком ряду все прилагательные употребляются с мор­фемой двух?
1.... томный роман,... летний ребенок, ... ведерный бочонок.
2. ... стопный ямб, ... жильный человек, .. . разовое питание.
3. ...крылатое насекомое, ...комнатная квартира, ... моторный самолет.
6. В каком ряду перечислены существительные, употребляются с числительным полтора?
а) булка, центнер, сутки
б) литр, батон, сантиметр
в) неделя, задание, килограмм
7. В каком ряду перечислены существительные, сочетающиеся с числительными два - двое?
а) волчонок, медвежонок, ребята, дежурные
б) стул, собака, сани, мысль в) сестра, кудри, брюки, выводы
8. Исправь предложения, в которых собирательные числитель­ные употреблены неверно. Запиши правильный вариант.
1. Двое мальчиков шли по мосту навстречу друг другу.
2. Пятеро очень красивых артисток вышли на сцену и дружно, в лад запели песню.
3. Шестеро зайцев весело скакали по лужайке.
4. К радости детишек во дворе соорудили пятеро снеж­ных горок.
5. Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись чет­веро отощавших за зиму и очень сердитых медведиц.
9. Напишите цифры словами в следующих предложениях.
1. Испанский художник Гойя за свою жизнь создал 700 картин, 500 рисунков, 250 офортов, 15 литографий.
2. П. М. Третьяков в 1892 году передал в дар Москве 1927 произведений искусства.
10. Просклоняй числительные:
279, 583, 496

Тест по глаголу


1. В каком слове пропущена буква и?

а) се..ть;

б) ла..ть;

в) кле..ть;

г) чу..ть.

2. В каком слове пропущена буква о?

а) исслед..вать;

б) рассчит.. вать;

в) опазд..вать;

г) воспит..вать.

3. В каком слове пропущена буква ы?

а) присутствовать;

б) зарабатывать;

в) участвовать;

г) чувствовать.

4. В каком слове пропущена буква e?

а) вычеркивать;

б) просевать;

в) отрях..вать;

г) облиц..вать.

5. В каком слове пропущена буква e?

а) навьюч..вать;

б) застр..вать;

в) разве..вать;

г) расстегивать.

6. В каком слове пропущена буква ы?

а) усовещ..вать;

б) затм..вать;

в) увещ..вать;

г) забол..вать.

7. В каком слове пропущена буква я?

а) дерев..неть;

б) пь..неть;

в) окров..неть;

г) кост..неть.

8. В каком слове пропущена буква e?

а) мороз леден..л пальцы;

б) война кровен, .ла душу;

в) юноша остолбен..л от испуга;

г) обесс..лил врага.

9. В каком слове пропущена буква u?

а) обеспамят..ть;

б) обезголос.ть;

в) обеззуб..ть;

г) обезвр..дить.

10. В каком слове нужно вставить букву у?
а) развед..ю;

б) провед..ю;

в) завед..ю;

г) отвел..ю.

воскресенье, 22 января 2012 г.

Словарный диктант

 

Голодание, покаяние, наслаждение, оранжерея, аттракцион, километр, ровесник, пастбища, винегрет, шиповник, брошюра, объединение, разъяснение, беззаботность, бездарность, расцвет, изъян, молодежь, из- за рощ, товарищ, бестолочь, каменщик, гвоздик, погорелец, обжигание, отблеск, сочетание, прикасание, озарение, догорание, пловец, поплавок, отросток, растительность, сравнение, равнина, бечёвка, шорох, пшенка, жердочка, кошелка, панцирь, огурцы, пациент, преграда, препятствие, пребывание в городе, прибивание, презрение, возле стремени, много семян, возле знамени, по аллее, в галерее, в санатории, аромат акации, на площади, ключом, товарищем, камышом, вечерочек, кусочек, кирпичик, грушовка, несчастье, невежда, ненастье, не воля, а рабство, медвежонок, ночка, обжора, блюдечко, поджог дома.

Зимняя сказка–диктант для 6 класса


В лесной чаще все затянулось белой пылью. На голой верхушке дуба развевались желтые листья. Тростник у замерзшей дороги причудливо переливался инеем в окружении поникшей травы. К пришкольной ограде прискакал за капустными кочерыжками заяц. Осторожно пробирается по опушке рыжая лисица. Под лапой могучей ели присел старожил леса леший. Сквозь нежную мглу все видит и слышит. “Почему у школы суета такая?” – заинтересовался он. Бесшумно подкрался и припал к оконному стеклу. А в школе чудеса в решете!
Елка выше печки, золотые гирлянды висят, и звезда горит на ее макушке. Престарелый леший и о времени забыл, маленькие зеленые глазки под косматыми бровями загорелись. Посмотрел вверх и видит, что сторож форточку прикрыть забыл. Вытянулся леший, склонился и пролез в отверстие. Подошел к нарядной елке, протянул лапу  и схватил звезду. Не жжется! Не стал и рассматривать, а прижал звезду к груди и скорей на волю. Забежал в лесочек и начал приплясывать и весело подпрыгивать. Увидел коврижку на снегу, поднял и съел. Сел отдохнуть под пушистой елью, а звезду над головой поднял и давай приплясывать вокруг ели.

Весеннее утро- диктант для 6 класса


Удивительно красиво весеннее утро! Вот из- за черной полоски леса показалось багровое солнце и осветило все вокруг. Его мягкие лучи коснулись вершин громадных сосен. Над рекой еще расстилается туман, но скоро он исчезнет в прозрачном воздухе и откроет широкую гладь реки.
Синее небо глядится в зеркальную воду. На головках желтых одуванчиков, на голубых подснежниках, на яркой листве деревьев – всюду видишь блестящие капельки росы. Тихий шорох проносится над лесом. Колышутся ветки деревьев, шелестит трава, зеленеет молодая поросль. Воздух прохладен и свеж. В отдалении слышатся радостные птичьи голоса, которые щебечут: “Здравствуй, весеннее утро!”
Птенцы трясогузки борются друг с другом из- за добычи. Кому не хочется полакомиться жирным червячком! Многое услышишь в весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли, над пушистыми пуховками ивы жужжат пчелы.
По безбрежному горизонту плывут белоснежные облака. Они бросают легкую тень на бесчисленные цветы, на синюю ленту реки. Когда подует ветерок, тени исчезают.
Природа проснулась.

среда, 18 января 2012 г.

Правописание глаголов прошедшего времени.

 

Мы не заметили, как подкралась осень. Увидели вдруг, что закружились в нашем саду первые желтые листья, а утренний туман рассеялся позже обычного.

Под конец лета солнце расщедрилось, согревало землю, и все надеялись, что будут впереди теплые дни. Еще веял ласковый ветер, слышались голоса птиц, ворочались в кустах у реки утки и гуси, охотничья собака чуяла дичь и громко лаяла. Но осень чувствовала себя хозяйкой. Она раскрасила в желтый цвет березы, добавила бордовые и оранжевые краски в листья кленов, наполнила лес запахом сухих трав, устроила на полянах прощальный птичий концерт.

Лето тихо уходило прочь.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

 

Ранним утором ты выходишь за околицу, бредешь по проселочной дороге и приближаешься к березовой роще.

Здесь ты наслаждаешься тишиной и покоем, вдыхаешь свежий прохладный воздух, вслушиваешься в шелест листьев и трав, рассматриваешь нежные лепестки цветов и удивляешься, как быстро просыпается все вокруг. Из- под корней березы вода бьет ключом. Ты опускаешься на мягкую шелковую траву, наклоняешься и пьешь, не напьешься из этого щедрого источника.

Когда начинаешь день с такой прогулки, хорошее настроение не покидает тебя до вечера.

вторник, 17 января 2012 г.

Имя прилагательное

  І Разминка 1. Четвертое лишнее
Слезы не робкие, не горькие, а гордые и сердитые.
Ничем не замечательный человек.
Недорогой, но красивый костюм.
Вовсе не знакомый голос. 2. Холщовый, пищевой, камышовый, дешевый 3. Свинцовая пуля, деревянный дом, золотое кольцо, свинцовые тучи 4. Крепкая, каменная, высокая, старая

воскресенье, 15 января 2012 г.

Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки глагола. Орфография.

(Модульная технология)

УЭ-О. Цели и задачи модуля.
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
Знать: отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические, грамматические признаки.
- Наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление.
- Особенности изменения разноспрягаемых глаголов.
- Переходные и непереходные глаголы.
- Безличные глаголы, их значения.
- Способы образования глаголов.
Уметь: употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, возвратные глаголы, разноспрягаемые и безличные.
- Образовывать и употреблять формы трех наклонений.
- Определять переходность и непереходность.
- Писать окончания и суффиксы глаголов.
Увидеть: значимость изучения глагола как части для повышения грамотности и культуры речи.
Систематизировать полученные знания, отработать навыки. Развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, учиться работать на определенном уровне).

суббота, 14 января 2012 г.

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

“Движение и его выражение – глагол- является основной языка”
(А.Н. Толстой)
УЭ- 1 Цель: Отличительные признаки глагола как части речи. Правописание глагола.
а) Я свою задачу вижу в том,
чтоб сказать о действии мобиле,
и счастливой мой удел таков-
в речи быть одним из главных слов.
- о какой части речи говорится в стихотворения?
- докажите, используя тип речи рассуждение
б) четвертое лишнее.
кричать, читать, писать, мечтать
заправка, лавка, надбавка, безрукавка (где нет /к\)
увидел свет, сорвал плод, смотрел в тетрадь, любил родителей
глагол1
(они) строят, лелеют, сеют, бреют
в) выпиши глаголы, объясни их правописание.
глагол2